Как мил! — сказала графиня Марья, глядя на ребенка и играя с ним. — Вот этого я не понимаю, Nicolas, — обратилась она к мужу, — как. ты не понимаешь прелесть этих чудо-прелестей. - Не понимаю, не могу, — сказал Николай, холодным взглядом глядя на ребенка. — Кусок мяса... - Ведь главное, он такой нежный отец, — сказала графиня Марья, оправдывая своего мужа, — но только тогда, когда уже год или эдак...
Л.Н. Толстой. Война и мир
Начиная публикацию серии статей, посвященных развитию грудного ребенка, мы предвидим закономерный вопрос: а так ли это важно для малыша, которому еще не исполнилось даже года? Действительно, чему можно научить грудничка? Читать и писать — рано. Ходить и говорить — сам научится... Некоторые родители, подобно толстовскому Николаю Ростову (хотя, может быть, и не так категорично), полагают, что в это время у ребенка есть лишь физиологические потребности, и видят свою задачу в том, чтобы вовремя накормить младенца, погулять с ним и уложить спать. Кажется, что малыш пока ни о чем не думает, ничего не чувствует. На самом деле это не так. Просто его мысли и чувства отличаются от мыслей и чувств взрослого человека. Вспомните, с какого возраста иногда помнят себя великие писатели, поэты, художники. Лев Толстой навсегда запомнил, как младенцем его купали в лохани, в памяти Бориса Пастернака остались прогулки с кормилицей по парку... Цель данной статьи, как, впрочем, и всех следующих статей на эту тему, — попытаться понять, что и как думает и переживает малыш, и помочь ему в увлекательнейшем занятии — открытии мира.
Итак, ваш малыш только что родился. Каковы его впечатления о мире, в который он попал, и каким образом он их получает?1 Пожалуй, главное, что занимает его в это время, — это зрительные впечатления. Конечно, они ограничены физическими возможностями новорожденного; поэтому, общаясь с малышом и выбирая для него игрушки, необходимо учитывать, что отчетливее всего он видит предметы, которые находятся на расстоянии 20-25 см от его глаз и имеют диаметр 8-10 см.
Первые игрушки2
Самая подходящая игрушка для малыша, которому еще не исполнился месяц, — это мобиль. Мобиль — подвижная подвеска, которая укрепляется над кроваткой ребенка. Если, например, изобретателем погремушки считают древнегреческого философа Архитаса, то о мобилях известно лишь то, что их аналоги издавна существовали у многих народов. На севере России до сих пор делают из дерева так называемых "драночных птиц". Правда, раньше эти птицы в крестьянских избах в основном играли роль "оберегов" — талисманов, которые берегли семью от "дурного глаза" и нечистой силы. Но, безусловно, они радовали и малышей. Существует предание о заболевшем мальчике, которого отец вылечил, подвесив к потолку деревянных птиц, приводимых в движение потоками воздуха: ребенок увидел птиц, обрадовался тому, что наступило долгожданное лето, и ему стало лучше...
Преимущества мобиля перед другими традиционными игрушками для самых маленьких (например, гирляндой из пластмассовых игрушек или резиночкой с нанизанными на нее шариками) — в том, что игрушки на нем движутся, а ребенку в этом возрасте наиболее интересны именно движущиеся предметы.
В магазинах детских товаров вам предложат довольно неплохой ассортимент мобилей: в основном это разнообразные вращающиеся подвески на пластмассовых каркасах, крепящихся к кроватке. Одни из таких подвесок заводятся ключиком, другие работают от батарейки, а некоторые к тому же исполняют нехитрую мелодию.
Сделать мобиль можно и самим. А если у вас есть старшие дети, то это занятие может стать для них увлекательной игрой. Самодельный мобиль, подобно драночным птицам, приходит в движение от малейшего колебания воздуха. Он крепится к потолку и состоит из легки? реечек — к ним на прочных нитках подвешивают игрушки или просто предметы быта, которые должны находиться на расстоянии 25-30 см oт глаз ребенка. Это могут быть: разноцветные фигурки-оригами, яркие банты, легкие мягкие игрушки, помпончики из ниток, бумажные новогодние игрушки (лучше всего — объемные, сделанные из папиросной бумаги) и даже детские вещи, например варежки и носочки. Все предметы, которые подвешиваются к мобилю, должны быть яркими и, конечно, легкими и небьющимися. Их не должно быть слишком много — оптимальное количество — 3-4. Желательно, чтобы они не были перегружены мелкими деталями и имели достаточно простую форму.
Первые игры
Уже с первых дней жизни ваш малыш будет с интересом наблюдать за движущейся игрушкой или флажком (игрушку можно даже взять с собой в роддом; если же вы не сообразили или не успели этого сделать, не беда: подойдет любой небольшой яркий предмет).
Сядьте и возьмите ребенка на руки так, чтобы он не видел вашего лица (иначе он будет смотреть не на игрушку, а на вас). Помашите игрушкой, заставьте ее "побегать", "попрыгать". И малыш проявит первое в своей жизни усилие воли, пока еще с трудом фиксируя взгляд на заинтересовавшем его предмете.
Одно из важных "открытий" новорожденного двух-трехнедельного возраста — это цвет. Малыши с удовольствием рассматривают игрушки одинаковой формы, но разных цветов. Можно прикрепить игрушку к мобилю (предварительно сняв с него все остальные предметы) или просто подвесить над кроваткой. Через 2-3 дня замените ее похожей игрушкой другого цвета. Попробуйте использовать игрушки не только контрастных, но и близких тонов (например, желтого и оранжевого).
В заключение заметим, что, хотя выбор игр и игрушек для ребенка первого месяца жизни прежде всего ориентирован на зрительные впечатления малыша, мы не должны забывать и о том, что у новорожденного уже достаточно развиты и слух, и осязание... Поэтому старайтесь максимально разнообразить ощущения малыша. Когда он бодрствует, включайте иногда негромкую классическую музыку, различающуюся по темпу, тональности и настроению. Выбирая одежду, тоже попытайтесь придерживаться принципа разнообразия: купите или сшейте распашонки из тканей, разных на ощупь, — и тогда каждое переодевание станет для малыша маленьким открытием. Пусть в его "гардеробе" с первых дней жизни будут не только одинаковые трикотажные комбинезончики, но и рубашечки из гладкого сатина и мягкой фланели (можно ворсом внутрь), ажурного шитья и невесомого батиста. Как знать — вдруг именно эти первые детские впечатления впоследствии повлияют на формирование будущего музыканта, художника или скульптора...
1Подробное описание "умений" ребенка первого месяца жизни см. в статье А. Бурковой "В семье появился новорожденный", № 5/2001. 2Редакция журнала "9 месяцев" выражает признательность за предоставленные материалы Художественно-педагогическому музею игрушки Российской академии образования (г. Сергиев Посад).
Марина Володина, педагог
Статья из сентябрьского номера журнала 9 месяцев.
16.10.2001
|