Когда устаешь выглядывать в окна и обзванивать друзей пропавшего куда-то ребенка, хвататься за сердце и бегать по кварталу с вопросом: "Не видели такой девочки с косичкой?" – встает вопрос о покупке мобильного телефона.
Мобильный телефон — вещь полезная. Мы это прекрасно понимаем, мы знаем, как им пользоваться, и даже не задумываемся о том, что наши дети придумывают для этой высокотехнологичной штучки совсем не те способы употребления, о которых думаем мы. Мы почему-то полагаем, что детям известно о телефоне все то, что и нам самим. Мы думаем, что он нужен нашим детям для того, чтобы держать с нами связь. А они думают — он для того, чтобы извлечь из него максимум удовольствия. Из нестыковки этих целей произрастают конфликты и полуобморочные состояния, которых можно было бы избежать, если бы кое о чем вовремя задуматься.
Недешевая игрушка
Подруга жалуется: вот уже несколько дней сын-первоклассник атакует вопросами: "А можно вы мне купите телефон? А у нас в классе у всех есть. А за девяносто рублей можно телефон купить? А за триста? Ну хоть какой-нибудь? А за сколько можно?"
Пока для него это игрушка, которая у друзей есть, а у него нет. Он и ценит телефон как набор игр: тетрис, змейка, боулинг, гонки — вот самое главное в этой штучке! А если еще встроенная камера, то совсем хорошо. Как средство связи телефон не представляет для него никакого интереса, хотя он и уверяет свою мать: да он мне нужен! Чтобы я мог узнать уроки, когда ты на телефоне висишь!
Ребенку надо объяснить все: на какие кнопки нажимать, где искать адреса и сколько можно разговаривать.
Однажды восьмилетний сосед явился к нам в слезах: забыл дома ключ. Специально для таких случаев ребенок был снабжен мобильным телефоном, но оказалось, что позвонить маме он не может: он не знал, где в памяти телефона записан мамин номер, как его там найти и даже на какие кнопки жать, когда телефон звонит, чтобы ответить! Единственное, что он мог делать с телефо-ном, — играть на нем в игры. Тебя что, спрашиваю, не учили им пользоваться? Учили, говорит, но я забыл. Через несколько дней он позвонил нам домой — и только через двадцать минут обсуждения задачи по математике похвастался моему сыну: а я с мобильного звоню!
Мало купить ребенку телефон. Надо еще объяснить все, начиная с азов — на какие кнопки нажимать, чтобы ответить и закончить разговор, где искать адреса, когда заряжать аккумулятор, какие звонки дороже, какие дешевле, сколько можно разговаривать.
Удивительно, сколько денег и нервов может сэкономить каждой семье такая команда, как "блокировка клавиатуры". Ведь не вовремя нажатая кнопка может преподнести какой-нибудь не самый приятный сюрприз. У знакомой девочки, например, телефон, сдавленный в заднем кармане джинсов, когда хозяйка садилась, звонил ее матери. Та в первый раз насмерть перепугалась: ребенок беспрестанно звонит и молчит в трубку — похитили?
Короче, читайте руководство вместе с ребенком.
Есть такая функция!
Дитя постарше, одаренное телефоном, прыгает от счастья первые пять минут. А потом оказывается, что оно рассчитывает на дорогую штучку с цветным дисплеем, полифонией, фотокамерой, диктофоном, выходом в Интернет и другими прибамбасами. И совершенно не в восторге от простенькой трубки, позволяющей только звонить и писать сообщения. "У всего класса нормальные мобильники, а у меня этот отстой!" — жалуется ребенок.
Между тем очень часто с "нормальными мобильниками" в классе ходят два-три законодателя мод, а у остальных родители помнят основное предназначение телефона и учитывают, что их в школе теряют и крадут.
Впрочем, современный школьник ценит не столько неземную красоту и дороговизну мобильника, сколько набор функций. Ему непременно нужна камера, WAP и GPRS, даже если он не знает, что это такое; с него достаточно знания, что это самое — чтобы все скачивать. Самое популярное занятие вооруженного мобильником школьника — бродить по сервисам, которые в таком изобилии рекламируют провайдеры связи: анекдоты, знакомства, гороскопы, мелодии, картинки, игры и так далее. Включите какой-нибудь любимый детьми телеканал, музыкальный или развлекательный, — сплошь реклама ринг-тонов, заставок, мобильного флирта и мобильного секса.
Провайдеры неустанно присылают извещения: "Пошли сообщение на номер такой-то и узнай то-то!"; радиостанции устраивают SMS-голосования: кто больше всех пришлет сообщений, тому приз. Мы, взрослые, уже научились это игнорировать. Но наши дети — нет.
Школьник ценит не столько красоту и дороговизну мобильника, сколько набор функций.
На уроках, на переменах, дома — вместо обеда и уроков, вечером под одеялом — вместо сна — наши дети жмут кнопочки, рассылая SMS-ки, и с замиранием сердца ожидают ответа. В конце концов дитя получает долгожданный бородатый анекдот (свежий пример из репертуара одной мобильной компании: "А-а, за мной гонятся космические гомосеки!") или "до-ми, ми-до" из "Бумера" и бешено радуется под одеялом. Даже не анекдоту или мелодии, а тому, что "заработало".
Носить свою радость одному скоро становится невыносимо. С родителями не поделишься, так что начинается тайный обмен: "А мне щас анигдот преслали". "А я с парнем познакомилась прикинь ему 23 года зовут Егор".
Стоп! Вот здесь начинается уже совсем неприятное. Большинство этих услуг опасно главным образом для нашего кармана, но знакомства — это уже совсем другая песня. Конечно, и телефонный флирт, и коллективные игры разработаны для целевой аудитории от 16 лет. Но современные детки уже лет с десяти осознают себя крутой платежеспособной молодежью и охотно ловятся на простые приманки провайдеров.
Помню, до какой степени была поражена коллега, случайно найдя у своей 13-летней Кати список мобильных знакомств с телефонами, в котором фигурировали какие-то студенты, спортсмены, подмосковные охранники — и с некоторыми из них продвинутое дитя и ее подружка уже успели завязать дружбу.
Детализация счета ребенка, как правило, показывает, что больше всего денег он тратит на мелодии, картинки, анекдоты и тому подобное и SMS-переписку. Затем идут звонки друзьям, и уже ничтожная часть тратится на то, ради чего телефон и покупался — связь с родителями.
Когда чадо теряется в пампасах — его телефон, как правило, оказывается в отключке. Первый, и главный, совет маме в этих случаях — не сходить с ума и не звонить в милицию и морги: три самых вероятных варианта — телефон разрядился, потерян или деньги кончились, часа через два ребенок вспомнит о семье и явится.
Не забудьте выключить телефон
В прошлом году моя дочь-подросток со всем классом ходила в театр. После спектакля учительница выражала недовольство поведением детей, непрерывно славших друг другу сообщения, а дети возмущались претензиями приставучих взрослых, которые зачем-то заставляют выключать телефон: "Ну нереально человеку в 14 лет три часа прожить без телефона!" — возмущенно заявила девочка из класса — ни дать ни взять министр МЧС.
Некоторые родители почему-то думают, что их дети уже рождаются со знанием простых правил этики. Им даже в голову не приходит объяснять такие элементарные, с их точки зрения, вещи своим отпрыскам. А отпрыски эти, как неожиданно выясняется, видят в требовании выключить телефон самодурство взрослых и нарушение своих прав. Они умудряются болтать по телефону на уроке, посылать на контрольных друг другу подсказки по SMS: "У тебя че в 8 номере?" — "x квадрат". Им и в голову не приходит, что включенный телефон на уроке, лекции или в театре — это неприлично и непозволительно.
В мире борются с этой напастью очень жестко: в Нью-Йорке пару лет назад телефоны запретили вносить в школьные здания и хранить даже в выключенном виде в гардеробных шкафчиках. Иначе телефон просто изымают, невзирая на справедливое возмущение семей.
Почему меня все контрлируют?
Если школа не борется с напастью, дома все-таки стоит попытаться вогнать стихию в разумное nрусло. Читать архив SMS-сообщений ребенка все-таки не стоит: разумеется, в нем есть интересные штрихи к портрету вашего чада, но тайна переписки есть тайна переписки. Всякий ребенок теряет уважение к родителю, который лезет в его дневники или письма.
А вот заказать детализацию счета — совсем нелишне: в конце концов, это ваши деньги. Но глупо было бы изучать счет самостоятельно и потом учинять репрессии — чадо надуется и постарается лучше шифроваться, вот и все. Посмотрите на счет вместе с ребенком, и он наверняка будет искренне потрясен тем, какие суммы на какие глупости он тратит.
Коллега из вышеприведенного примера приносила домой детализированные счета — и свои, и дочери. В первый же месяц выяснилось, что Катя тратит на телефон примерно втрое больше, чем мать, и львиная доля расходов приходится на описанные выше развлечения и излишества.
Поначалу Катя бунтовала. Меняла пароль доступа к счету, отменяла его присылку, кричала со слезами: "Почему меня все контролируют?!" Кроме того, счет показывал бурную телефонную активность после полуночи и во время уроков. Мать заставила дочь изъять свою анкету из раздела "Знакомства". Несколько месяцев подряд каждые две недели брала подробный счет и садилась вместе с Катей его изучать, изыскивая резервы экономии. Оговорила сумму, которую можно пробалтывать и проигрывать в неделю — и какое-то время дальнейшие расходы покрывались из Катиных карманных денег. Примерно через полгода девочка стала пользоваться телефоном совершенно разумно, расходы сократились, нужда в постоянном контроле отпала.
Детализация счета объясняет ребенку, на что и в каком количестве он тратит деньги.
Детализация счета не должна быть инструментом репрессии, вводимым, как в этом случае, после из ряда вон выходящего события. Это нормальный инструмент планирования, позволяющий очень наглядно объяснить ребенку, на что и в каком количестве он тратит деньги. Прежде всего, естественно, надо договариваться, что приемлемо, а что нет. Договоритесь, как часто можно заказывать или скачивать мелодии или картинки, какими сервисами можно пользоваться, а какими лучше не стоит.
Эксцессы на первых порах неминуемы: ребенок, вооруженный телефоном, все равно сунет свой нос всюду, куда дотянется, даже если и было строго сказано "нельзя". Карать стоит не за первое, а за повторное или систематическое нарушение договоренностей. Пусть ребенок учится планировать свои расходы. Лучшая политика — полная открытость и сотрудничество с ребенком, компромисс между его и вашими интересами.
И наконец, посмотрите, отчего это вашего ребенка так тянет общаться с кем попало и менять по десять мелодий в день. Если он проводит часы за рассылкой SMS-ок, значит, ему скучно и одиноко, и никакое "сел бы книжку почитал" эту проблему не решит. А значит, надо подыскать ему новые впечатления, поле деятельности и круг общения вне школы. Если он такой специалист по нажиманию кнопочек — поищите компьютерные курсы или кружок. Ищите театральную студию, секцию, бассейн, тренинги по общению, хорошие языковые курсы, срочно задумайтесь, чем занять свое дитя на ближайших каникулах, откуда он будет получать впечатления, с кем общаться, если сидит один дома, а вы на работе.
Бесполезную дорогую игрушку, на которую зря уходят деньги и время, вполне можно превратить в обыкновенное средство связи, а так-же воспитания воли и обучения планированию. Надо только этим заняться.
Анна Гамалова
Статья из мартовского номера журнала