Небезызвестно утверждение вождя мирового пролетариата о том, что государством сможет управлять даже кухарка. Однако сегодня этот тезис опровергнут самой жизнью. Никто не станет отрицать ведущую роль президента, руководителя, наконец обыкновенного управляющего в развитии страны, учреждения, фирмы. Не массы совершают научно-техническую революцию, а интеллектуалы-одиночки. Поэтому в индустриально развитых странах повышенное внимание уделяется сравнительно небольшой прослойке подрастающего поколения — одаренным детям. Как обучать и воспитывать нестандартного, талантливого ребенка — вопрос далеко не праздный.
Зачем нам одаренность?
На протяжении последних десятилетий весь мир завороженно наблюдает, какой рывок в области компьютерной техники, электроники, средств связи осуществила Юго-Восточная Азия. На ограниченной территории, при отсутствии залежей природных ископаемых ставка была сделана на интеллектуальное творчество населения. И при умелом руководстве интеллектуальными ресурсами незамедлительно вырос образовательный уровень населения, отдельных личностей, что и создало современное экономическое чудо.
В нашей стране в сложной социально-экономической, демографической ситуации отмечается уменьшение числа одаренных детей, особенно высокоодаренных, высокоталантливых. С недавнего времени в педагогических кругах бытует мнение, что отечественное среднее образование становится все более средним, и даже более того — все более начальным! Зато параллельно увеличивается количество умственно отсталых детей. Но если с дураком — плохо, то с умным, как известно из уст Булата Окуджавы, — хлопотно. По мнению некоторых специалистов, российская система образования рассчитана на усредненного человека, где более удобно иметь дело с Иваном-дураком хотя бы потому, что на него можно повесить все проблемы и успокоиться. И мы довольствуемся отговорками, выбирая легкий путь. Никому не хочется напрягаться, что?то менять. Все про себя понимают, что одаренный ребенок (в потенциале — одаренный взрослый) в ситуации востребованности на рынке труда, самореализации гораздо более эффективен, мобилен, адаптирован на любом месте, нежели неодаренный (или даже бездарный). Благополучие государства во многом зависит от уровня интеллекта его граждан. И государство должно нести обязательства, ответственность не только за природные ресурсы, но и за человеческие. Противостоять утечке мозгов можно только улучшением материально-технических условий труда, подъемом авторитета отечественной науки и образования, изменением отношения к способным и неординарным людям.
Современные концепции
Какого ребенка считать одаренным — краеугольный камень проблемы. Дело здесь не только в уровне знаний, интеллектуального развития, IQ. Одаренность — явление многогранное. Одной из важнейших ее характеристик психологи считают особую потребность в умственном поиске. Познавательная потребность формируется из трех составляющих: активность (человек сам ищет новое знание, информацию), потребность в самом процессе умственной деятельности (личность испытывает необходимость в познании ради познания, готова жертвовать материальными благами во имя будущего открытия), удовольствие от умственного труда (удовлетворенное стремление к познанию включает механизм положительных эмоций, человек испытывает радость, восторг). Нельзя не учесть и такой параметр, как умножение знаний (способность наблюдать, комбинировать, сопоставлять, обобщать, достраивать и т. ?д.). Базовой также следует признать способность к творчеству — открытию нового, умению ломать стереотипы. Креативность подразумевает свободу мышления, его раскованность, открытость и продуктивность.
При всем том одаренные дети существенно различаются типологически. Принято выделять четыре основных типа (концепции) детской одаренности.
1-й тип. Вундеркинды. Как правило, они гениальны от природы, имеют отличные задатки, что проявляется с самого раннего возраста. Таких детей отличает высокий познавательный интерес, опережающее развитие, хорошая речь, память, яркие достижения (рано начинают говорить, читать, легко запоминают наизусть, схватывают на лету новые знания). Им требуется опережающее обучение, которое может обеспечить учитель-профессионал, специалист высшего класса. Они даже дома не успокаиваются, а мучают родителей бесконечными вопросами, и расстраиваются, когда те не могут объяснить, отчего ветер дует или где раки зимуют. Их мозг с готовностью откликнется на любое дополнительное образование (кружок, секция, факультатив, углубленное изучение предмета). Для вундеркиндов подойдет ускоренный вариант обучения, экстернат, спецшкола.
2-й тип. Очень способные. Это дети продвинутые, развитые лучше других, отличающиеся высоким уровнем интеллекта, высокой обучаемостью. Они также предпочитают задания повышенной трудности, ускоренное прохождение программы. Для них, как правило, нет разницы, что учить. Они всеядны: от трудового обучения и физкультуры до химии и биологии, от литературы и истории до математики и черчения.
3-й тип. Мотивированные. Чаще всего это вполне хорошие благополучные дети, которые просто хотят учиться, им нравится учебная деятельность. Они стараются, тщательно выполняют все задания, аккуратно записывают вслед за учителем. Мотивированные учащиеся организованны, исполнительны, отличаются высоким познавательным интересом. Им вполне достаточно обычной программы, традиционных требований. Они звезд с неба не хватают, обычные дети.
4-й тип. Творческие. Это нестандартные, неординарные, самобытные дети. Они любят задавать вопросы, чтобы найти решения в самых трудных ситуациях. Они склонны выдвигать гипотезы, проектировать, фантазировать, экспериментировать. Им важно хотя бы не мешать разбирать папины часы, мамину швейную машинку и общий телевизор, а для развития неплохо и поддержать творчество. В школе они нередко плохо успевают, не усваивают учебный материал, потому что их мало интересует готовое знание. Им важнее создавать что?то новое, изменять привычные формы, вносить новое содержание, что создает неудобства учителю.
* * *
Каждая из четырех концепций по?своему привлекательна и популярна, а значит, имеет право на жизнь. Однако бывает, что одаренного ребенка не причислишь ни к вундеркиндам, ни к очень способным, он может быть немотивированным. Одаренный ребенок — прежде всего креативная (творческая) личность. Достоинством данной концепции является то, что она основана на динамическом подходе к ребенку, учитывает его физическое, социальное, умственное, нравственное развитие.
С чего начинается творчество?
Творчество начинается с формулирования проблемы, с постановки проблемной ситуации, в основе которой лежит противоречие (между двумя фактами, новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью, желаемым и действительным). Начало творчества — готовность пойти туда не знаю куда, найти то не знаю что. Это момент пробуждения интереса, желания разрешить неразрешимую задачу, выполнить невыполнимые условия. И вот идет процесс выдвижения гипотез и их проверки. Только одна — решающая — должна привести к аргументу «это так, потому что...» Рожденная в муках гипотеза должна социализироваться, стать понятной людям, получить словесное, образное, схематическое, формульное (какое?нибудь) воплощение.
Естественно, что у каждого ребенка свой творческий потенциал, не у всех познавательная потребность первична, не все люди одинаковы генетически.
Обучение и воспитание одаренных детей
В плане воспитания программа-минимум гласит: не навреди. Она основана на обеспечении условий для самостоятельного детского развития. Дорогие родители, покупайте детям не леденцы и мороженое, не импортные шмотки и компьютерные игры, а словари?справочники, скрипки и фортепиано! Достаточно вашим чадам глотать жвачку из боевиков, ужастиков, отведите их лучше в зоопарк или музей. Поддержите интерес ребенка!
Программа-максимум базируется на целенаправленном формировании творческих способностей, систематизации творческой учебной деятельности. Но помните: ребенок должен быть целью, а не средством в ваших руках.